Освоение Урала и Cалдинской территории

Заселение района Рейтинг: 0 Голосов: 0 22991 просмотр
Освоение Урала и Cалдинской территории

К началу II тысячелетия н. э. степень освоения местным населением огромной территории Урала была по- прежнему чрезвычайно низкой. А богатства ведомые («мягкая рухлядь» — пушнина) и предполагаемые словно магнитом тянули к себе людей. Это и определило проникновение в край русского населения. 

В истории данной колонизации можно выделить три этапа:
1-й — конец XI — середина XVI в. Проникновение русского населения на Урал и вхождение приуральских земель в состав единого Русского государства.
2-й — вторая половина XVI в. Вхождение всех уральских земель в состав Российского государства и начало их освоения русскими.
3-й — XVII в. Массовая колонизация русскими Урала.
«Отправной» пункт колонизации — 1092 год, когда богатый новгородец Гюрята Рогович посылает своих людей для сбора дани «в Печору и оттуда идет в Югру» .
В XII в. новгородские ушкуйники (ушкуй — быстроходная ладья) совершают набеги в Прикамье на булгарские и удмуртские поселения. В конце XII в. Новгород пытается продолжить сбор дани в Северном Приуралье, осуществляя набеги на Печору, Югру, Пермь. В результате югра номинально была присоединена к новгородским волостям. Ее зависимость ограничивалась нерегулярной уплатой дани в основном мехами. В XII в. инициативу у новгородцев пытаются перехватить владимиро-суздальские князья (Всеволод Большое Гнездо, Юрий Всеволодович), владевшие Средним Поволжьем. Они основывают г. Великий Устюг, подчиняют своему влиянию комизырян по Северной Двине, Вычегде, Сухоне, завладевают северными подступами к Прикамью.
Дальнейший ход русской колонизации Урала почти на 100 лет был приостановлен нашествием монголо-татар, захвативших Среднее и Нижнее Поволжье.
В 20—30-е годы XIV в. в активное соперничество с Новгородом за овладение Приуральем вступает усилившееся Московское княжество. Московитяне планомерно наступают на Двину и Печору. В 1364 г. новгородцы, не желая терять уральские земли, совершают свой первый поход на восточный склон Урала, дойдя до низовьев Оби. Тогда же, по преданию, ими были построены первые в Зауралье русские городки.
Московское княжество, в свою очередь, закрепляет в конце XIV в. вхождение в свой состав Перми Вычегод­ской церковно-монастырской колонизацией.
В XIV — начале XV вв. на свободных землях Верхнего Прикамья появляется оседлое русское население, то есть начинается стихийная русская колонизация края с севе­ра - из бывших новгородских волостей.
В первой четверти XV в. было положено начало посад­ской промысловой колонизации Верхнего Прикамья. 1455, 1462 гг. - крещение коми-пермяков, начало монастырской колонизации Перми Великой. В Чердыне строится первый на Урале Иоанно-Богословский монастырь - родовая усыпальница великопермских князей, наследники которых завещали монастырю свои земли.
В 1455 г. состоялся последний поход новгородцев на Югру, закончившийся неудачей.
1462 г. — посланные Иваном III воеводы Борис Кожа­нов и Борис Слепой Тютчев совершают на судах по Вятке и Каме поход к предгорьям Северного Урала.
1465 г. — московское войско во главе с устюжским воеводой Василием Скрябой выходит на восточный склон Урала и подчиняет Югру. В ходе боев в плен были захва­чены югорские князья Калба и Течик, которых доставили в Москву. Они обязались платить московскому князю дань соболями и были отпущены восвояси.
В 1478 г. Ивану III окончательно покоряется Новго­род, а в 1481 г. в руки московского государя переходит Вологда. В итоге перед Москвой открылся хотя и далекий, но теперь уже сравнительно безопасный путь за «Камень».
На Пермь Великую, Чердынь, другие населенные пункты Прикамья совершали набеги зауральские пелымские князья. Поэтому в 1483 г. русское войско во главе с московским воеводой Иваном Салтыком Травиным двинулось на восток, перевалило Уральский хребет и разбило у впадения Пелыма в Тавду племенное объединение вогулов (манси). Далее рус­ские дружины продолжили свой путь по Тавде и Тоболу, оказавшись в среднем течении Иртыша, затем спустились «на великую реку Обь», в югорскую землю, захватив в плен местного князя Модцана. В 1584 г. Иван III впервые вклю­чил в свой титул упоминание Югры.
В конце XV в. Москва стремится, во-первых, закре­пить за собой давние новгородские владения в Зауралье и, во-вторых, пригрозить тюменскому хану, начавшему про­водить агрессивную политику в Поволжье.
В 1499—1500 гг. русские совершили грандиозный пере­ход в Зауралье на Югорскую землю, Коду и вогуличей под начальством князей Семена Курбского, Петра Ушатого и воеводы Василия Гавриловича Бражника Заболоцкого. В экспедиции участвовало более 4000 человек. В результа­те похода было взято 42 укрепленных югорских поселения, попали в плен 58 местных князьков, земли ханты и манси вплоть до устья Оби были покорены. Иван III в связи с этим событием присвоил себе титул «Князь Кондинский и Обдорский».
В первой половине XVI в. продолжается крестьянская и посадская колонизация выходцами из Поморья, цент­ральных уездов России, Поволжья района Прикамья. Под влиянием русских среди коренного населения распростра­няется пашенное земледелие, развивается огородничество, совершенствуется ремесло, начинается строительство из камня и кирпича.
К середине XVI в. все Западное Приуралье вошло в состав единого русского государства. Коренные народы Урала получили более благоприятные условия для своего экономического и культурного развития.
Так завершился первый этап русского проникновения на Урал.
В 1552 г. под ударами русских войск пало Казанское ханство. Вследствие этого сибирские татарские князья из местной династии Тайбугинов, сменившей за Уралом шейбанидов (шейбаниды — потомки брата Батыя Шейба- ни-хана), Едигер и Бекбулат признали подданство Русско­му государству с уплатой дани. Иван IV включил в связи с этим в свой титул слова «всея Сибирскыя земли пове­литель».
В 1563 г. шейбанид Кучум, сын бухарского правителя Муртаза-Али, убивает Едигера и Бекбулата, завоевывает Сибирское «царство» и обосновывается в столице тайбуги­нов Сибири (Кашлыке) на Иртыше. К Московскому госу­дарству Кучум относился враждебно, осуществлял разори­тельные набеги в Приуралье, стремясь покончить здесь с русским влиянием. Фактически он развязал войну с Рос­сией.
Одоление Кучума и присоединение Сибири к Русско­му государству связаны с торгово-промышленным домом Строгановых, выходцев из поморских крестьян. Основа­тель династии — Спиридон. Но подлинной мощи строга­новское хозяйство достигает при Анике Федоровиче (1497—1570 гг.). Торговые конторы Аники Строганова имелись во многих концах России; флотилии его судов бороздили реки и моря. В разных уездах он скупал хлеб для казны, в Архангельске приобретал для перепродажи заморские товары, из Сибири вез меха, вел оптовую и розничную торговлю печорской красной рыбой, иконами, железом, которое в его же хозяйстве и производилось. Од­нако главным занятием Аники Строганова было солеваре­ние. Уже в 1515 г. он имел солеварни в Соли Вычегод­ской. Вообще это была одаренная натура: увлекался кни­гами, искусством, покровительствовал церкви. Своих сыновей — Якова, Григория и Семена Аника Строганов сумел воспитать хорошими работниками. В 1558 г. он оформляет на Григория царскую грамоту на земли по реке Каме от устья Лысьвы до устья Чусовой площадью около 3,4 млн дес. с 20-летней льготой от уплаты налогов. Иван Грозный разрешил Строгановым на этих землях «варницы ставити и соль варити», а также строить дворы и распахи­вать земли. Взамен Строгановы обязывались оборонять Пермь Великую от внешней угрозы. В 1566 г. владения Аники Строганова и его сыновей зачисляются в опрични­ну, что давало им ряд преимуществ и льгот. В 1568 г. царь жалует Строгановым (в грамоте называлось имя Якова Аникиевича) новые земли по реке Чусовой и по Каме площадью до 4,1 млн дес. с льготой на 10 лет. Позже им было разрешено иметь дружины для обороны от местного населения, а также строить городки на восточном склоне Урала и в Сибири (после присоединения Сибири к рус­скому государству они этого права лишились). В 70-х — начале 80-х годов строгановские владения в Приуралье терзают вогульский мурза, пелымский князь, сибирский хан, поэтому Строгановы, естественно, искали защиты. И она явилась в лице Ермака. Ермак — один из автори­тетнейших национальных героев, опоэтизированный на­родным творчеством во множестве сказаний, легенд и песен, где его называют младшим братом Ильи Муромца. И тем не менее Ермак остается одной из самых загадоч­ных личностей нашей истории, тайну которой пытаются разгадать вот уже несколько поколений исследователей.
Единственный словесный портрет оставил нам тоболь­ский служилый вымен С. Ремезов, написавший к столе­тию похода Ермака «Историю Сибирскую». «Бе он вельми мужествен и разумен, и человечен, и высокой мудрости доволен; плосколиц, черн брадою, власы прикудряв, воз­раст средний и плечист»,— повествовал об Ермаке этот историк.
Существует масса версий о происхождении героя:
— из донских или волжских казаков и не менее 20 лет нес государеву службу «в поле»;
— до похода в Сибирь разбойничал на Волге, отсюда — прозвище «Повольский»;
— звали его Василием Тимофеевичем Алениным и родом он был из чусовских вотчин Строгановых, у которых ра­ботал на стругах на Каме и Волге, после чего занялся раз­боем;
— родился в сольвычегодской части строгановских вла­дений в селе Борок на Двине;
— из Тотемского уезда Вологодской губернии и т, д. Имя его, мол, от сокращенного «Ермолай» или «Герман»; еще его звали «Токмак» (так называли пестик для дробле­ния зерна в ручной мельнице).
В отношении того, кто был инициатором похода Ерма­ка, существует четыре точки зрения: государство; божест­венный промысел (предначертания небесных сил); Стро­гановы; сами казаки.
Мы полагаем, что дело обстояло так. В результате сложной обстановки, сложившейся в Поволжье в начале 80-х годов XVI в. (восстание нерусских народов, прибытие царских войск), а также по той причине, что царское пра­вительство перестало платить казакам жалованье, послед­ние на сходке решили отправиться за Урал. Это решение пришлось весьма кстати Строгановым, которые разраба­тывали планы собственного похода в Сибирь. Замысел Строгановых, снабдивших ермаковцев всем необходимым для похода, состоял в том, чтобы оказать нажим на Си­бирское ханство, князьки которого нередко осуществляли набеги на их земли. Для Ивана Грозного весть о похо­де Ермака в Сибирь была полной неожиданностью. Стро­гановы, снарядив экспедицию, больше и не вспоминали о ней...
Но когда эта экспедиция тронулась в путь и когда за­кончилась миссия Ермака? Начало похода относят к 1 сен­тября 1578 г., 1 сентября 1580 г., 1 сентября 1581 г., 1 сен­тября 1582 г. Насчет гибели Ермака тоже нет однозначно­сти. Одни считают, что это произошло в ночь с 5 на 6 августа 1584 г., другие — в ночь с 5 на 6 августа 1585 г.
Так или иначе путь Ермака лежал по рекам Чусовая — Серебрянка — Баранчук — Тагил — Тура — Тобол — Тавда — Иртыш.

На территории Салдинского района сохранились па­мятные места, которые народные предания приписывают славному покорителю Сибири. Так, по одной легенде Ермак останавливался у Медведева Камня (ныне деревня Медведево), построил здесь ладьи-набойницы и поплыл дальше. В деревне Моршинино есть Ермаковы лога... Име­нем Ермака названы три пещеры по реке Тагил. Самая большая из них — у Тагильского Кордона. Ее объем около 30 кубических метров. Стены и потолок старательно обте­саны человеческой рукой. Вход в пещеру около деревни Кваршино находится почти у воды. В пещере покоится горизонтальная плита, много грунтовых наносов, сыро и холодно. Третья пещера также находится на правом берегу реки Тагил на высоте 1,5 м над уровнем воды. Она имеет пролаз для одного человека длиной 8 м. Площадь пеще­ры — 4 м 2, высота — 1,6 м.
Говорят, что некоторые деревни по реке Тагил основа­ны бывшими стрельцами дружины Ермака. Народная па­мять сохранила такой факт. В 5 км от деревни Новожилово, где находится «Караул-Камень», манси пытались ока­зать сопротивление ратникам Ермака. Для этого с одного берега реки на другой была перекинута цепь, и когда Ер­маковы суда и плоты приблизились к ней, на пришельцев посыпался град стрел. В ответ прозвучали выстрелы из пи­щалей, повергшие манси в ужас. Цепь напором плав­средств была порвана, и дружина Ермака продолжила свой путь... За неполных два месяца она добралась до сто­лицы Сибирского ханства Сибири (источники называют ее также Искером и Кашлыком), расположенной в 12 вер­стах от впадения Тобола в Иртыш, и без особого труда овладели ею. Кучум и его люди бежали в степи. Спустя полтора месяца состоялось крупное сражение объединен­ных сил Сибирского ханства и дружины Ермака у озера Абалак. Ермак одержал победу, но направил посольство в Москву за подмогой. Московский отряд прибыл в Си­бирь лишь через два года. Плохо обеспеченный продо­вольствием, не привыкший к дальним походам, он не об­легчил, а лишь осложнил положение казаков.
Ермак обложил местное население данью (ясаком) и привел его к присяге на имя православного царя, для чего совершил поход на Обь.
Ханты, жившие на этой территории, сопротивления почти не оказали. Некоторые из их князьков стали союз­никами Ермака. После данного ясачного похода казаки совершили поход на реку Пелым с целью овладения са­мым удобным путем, связывающим Сибирь с Российским государством, но, встретив большое сопротивление, вы­нуждены были повернуть обратно. В ночь с 5 на 6 августа 1584 года (или 1585) в устье реки Вагай татары напали на спящих казаков. В неравной схватке с врагами погиб Ермак. Но с его смертью русское дело в Сибири не по­гибло. Экспедиция Ермака положила начало освоению русскими восточного склона Урала. В 1586 г. отряд И. Мясного и В. Сукина заложил Тюмень, а в 1587 г. воевода Д. Чулков основал Тобольск. Возникают и другие русские города и остроги в Зауралье. Таким образом, к началу XVII в. вся территория Северного и Среднего За­уралья прочно вошла в состав Российского государства, и тем самым были созданы предпосылки для массового освоения края русскими.
XVII в. охватывает третий этап колонизации Урала русскими, которая приобрела в это время массовый харак­тер. Правительство посылало на вновь присоединенные земли служилых людей, селило здесь на посадах различ­ных преступников и захваченных в ходе войн пленных, призывало сюда желающих крестьян и посадских людей из Европейской России. Но определяющей формой процесса освоения новых земель в XVII в. стала стихийная кре­стьянская колонизация. Основной поток крестьян шел из Поморья, Поволжья; незначительную часть переселенцев составляли черносошные и дворцовые крестьяне цент­ральных уездов страны, городская беднота, а также беглые крепостные крестьяне. Правительство всячески стимули­ровало этот людской поток, ведь ему надо было обеспе­чить хлебом служилых людей урало-сибирских гарни­зонов.
Основными районами массового русского проникнове­ния в край становятся в XVII в. земли лесостепного и степного Среднего Урала, так как север был неблагоприя­тен для развития сельского хозяйства, а на юге постоянно сохранялась опасность нападения со стороны башкир. Сельское хозяйство, которое развивали колонисты на Урале, носило в основном экстенсивный характер. Пере­лог вытесняется паровой двух-трехпольной системой зем­леделия. Главные культуры — озимая рожь, овес, в мень­шей степени — ячмень, пшеница, горох. Яровых высевали вдвое больше, чем озимых. Урожайность — от сам-8 до сам-10. Основное орудие труда — двузубая соха с пере­кладной полицией. Из городов в деревню распространяет­ся огородничество. Выращивают редьку, горох, репу, ка­пусту, морковь, чеснок, коноплю, лен, хмель. Развивается животноводство. В северных районах Урала сохраняет свое значение охота (в основном пушная) и рыбная ловля.
Источники свидетельствуют: на салдинской территории в XVII в. возникло 10 деревень: Гаево, Балакино, Кокшарово, Пряничниково, Медведево, Киприно, Кваршино, Малыгино, Моршинино, Новожилово. Часть деревни Моршинино, расположенная за логами, называлась Заложной, или Малой Шульгиной. Деревня Малыгино име­новалась еще Дунаевой, поскольку речка, протекающая посреди села, носит название Дунайка. Очевидно, самая древняя из них — Гаево. Здесь в 1624 г. обосновались переселенцы из Перми—Пермикин и Цибин. Они про­мышляли пушнину и продавали ее новгородским купцам. В первой же половине XVII в. возникла и деревня Балакино на реке Иве при впадении ее в Садцу. Первые жите­ли этого села — Балакин, сбежавший с гороблагодатских за­водов, и Шешуков, прибывший из Краснопольской волос­ти. В настоящее время жители деревни имеют две эти фамилии. В 1661 г. появилась деревня Кокшарово, кото­рая еще называлась «Большая Шульгина на колодцах».
Земельные владения по рекам Теляне, Линевке, Яшной, Ясьве принадлежали ясашным вогулам рода Тепловых. В 1673 г. они были отданы стрельцу Евдокиму Пряничникову. Этот год считается годом основания деревни Пряничниково.
В переписи 1680 г. впервые упоминается деревня Медведево. Расположена она на левом берегу реки Салды в трех километрах от ее впадения в Тагил. До появления русских здесь жили туринские вогуличи. Село основано двумя звероловами, выходцами из Шадринской слободы, носящими фамилию «Медведев». Позднее в деревне посе­лились Окимовы и Словцовы. Точные даты возникнове­ния других салдинских деревень нам неизвестны.
Основным занятием жителей первых салдинских деревень было земледелие (хлебопашество), кроме того охо­тились за пушным зверем, лосем, ловили рыбу, занимались старательскими работами по добыче золота (жители Малыгино и Моршинино). Малыгинцы также добыва­ли серую глину. Занимались и смолокуренными работа­ми — выгоняли смолу и деготь и продавали окрестным жителям.
С возникновением салдинских металлургических заводов жители названных деревень были вовлечены в орбиту подзаводских работ: заготавливали и доставляли на произ­водство древесный уголь, дрова и даже, как медведевцы, добывали одно время железную руду и известняк.

Похожие статьи:

Заселение районаВозникновение салдинских заводов

Заселение районаВ глубокой древности

Заселение районаТысячи лет назад






Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

 

 

 

 

 
Сколько нас?
  • 35 участников
Кто онлайн?
Кто мы?
Откуда мы?
Все участники