Живи и помни

Дворец культуры им.Г.Д.Агаркова Рейтинг: 0 Голосов: 0 1514 просмотров
Живи и помни

30 марта на сцене Дворца культуры имени Агаркова состоялась премьера спектакля «Живи и помни». 

Постановка по лучшей повести Валентина Распутина режиссёру Молодежного театра «Арлекин» Михаилу Огоновскому удалась. Убедительная игра актёров, отыгранные массовые сцены, проникновенная передача образа ангарского посёлка, где народ страдает от жестоких ран войны, горький вдовий праздник среди деревенской прозы каторжного тылового труда – всё было передано точно.

Запрещённую ранее тему дезертирства Распутин дал в необычной трактовке – сочувственной и проникновенной. Режиссёр Михаил Огоновский заставил зрителя буквально втянуться в судьбу главных героев: Андрея и Насти. Две жизни раскрываются перед зрителями, помогая понять истинный смысл человеческих поступков. В короткие промежутки темноты, задуманные как смена сцен, возникает пульсирующее осознание слов Астафьева: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твоё – с твоим народом, всякое отступничество… оборачивается горем для Родины и народа, а стало быть и для тебя».

Между Андреем и Настей не было любви, не было цементирующего семейного начала – общего ребёнка, они духовно разобщены по сюжету, но муж – единственный родной ей человек, ради которого Настя готова пережить многое. Главный герой Андрей (чью роль исполнил Михаил Огоновский) не вызывает отторжения: его мотивы сбежать в родной край понятны. Однако показываться на люди ему нельзя до конца жизни, чтобы не навлечь беду на родителей и жену. Монологи о мрачной неизбежности превращают сцену в территорию боли. Трагично выписана и судьба главной героини – Настёны – на премьере её исполнила Марина Соколова. Она решила, что будет скрывать своего мужа, и её женская жертвенность, отчаянная, всепрощающая, подталкивающая ко лжи, звучит набатом по каждой семье, раздавленной войной. И высокие бревенчатые стены декораций, уходящие прямо под потолок, – символ беспомощности человека перед обстоятельствами.

Тональность спектакля меняется после того, как Настёна признаётся мужу, что ждёт ребёнка. Зрители и до этого воспринимали происходящее глазами главной героини, а теперь и вовсе сливаются с её внутренним миром. Здесь и радость с привкусом обиды на судьбу, и нежность к мужу, которого мечтала одарить ребёнком, и усталость от подозрений. Настёна поглощена своей тайной, она носит ребёнка под сердцем, а на сердце – тяжёлый груз. И когда односельчане догадались о недомолвках женщины, они решили проследить за ней. В стремлении предупредить единственного близкого ей человека Настя плывёт на лодке к Андрею, за сценой звучат выстрелы, Настя, не выдержав душевных терзаний, бросается в Ангару… Сцена пробирает до мурашек, сбивчивый монолог похож на бред отчаявшейся женщины, увидевшей единственный выход в смерти. Героиня стоит в белой холщовой рубахе, похожей и на одежду роженицы, и на саван одновременно. Такова война, сотканная из смерти и жизни. Хореографическая постановка в исполнении танц-ателье «Кураж» под руководством Риммы Фёдоровой, завершившая сцену, придаёт ей философскую лиричность.

Особо хочется сказать об актёрском ансамбле. Ярком и харизматичном. В обоих составах спектакля занято 33 человека. Симпатию вызывает игра Галины Викторовны Мингалиевой, согласившейся в своём мудром возрасте поддержать задумку режиссёра. Хотелось отметить режиссёрские находки, не оставившие зрителя равнодушными. При реплике председателя колхоза в день празднования Победы: «……Поднимется русский народ…» зал, словно по команде, поднялся в память отцов и дедов, сложивших головы на полях Великой Отечественной войны. В конце спектакля на поклон выходят Настя и Андрей за руку с белокурым мальчонкой. На небесах их семья воссоединилась, чтобы жить и помнить… Таков режиссёрский ход, наталкивающий зрителя на размышления о смысле жизни и роли человека на земле.

Спасибо актёрам и режиссёру за замечательный спектакль! Если у вас не получилось побывать на премьере, то обязательно не пропустите второй показ. И даже если были на спектакле, но не уловили тот нерв, которым пронизано произведение – пересмотрите ещё раз. Оно того стоит.

Автор: Ольга Шапкина

 

 






Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

 

 

 

 

 
Сколько нас?
  • 35 участников
Кто онлайн?
Кто мы?
Откуда мы?
Все участники