Ребёнок у экрана

Социальные Рейтинг: 0 Голосов: 0 1333 просмотра
Ребёнок у экрана

Еще сравнительно недавно маленькие дети проводили перед экраном ровно 15 минут в день — столько, сколько длилась передача «Спокойной ночи, малыши». И знакомились они с телевизором в среднем в 4 года. Сегодня даже для малышей домашний экран все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.

Именно он становится главным воспитателем ребенка. Еще несколько лет назад основными занятиями детей дошкольного возраста были игры, рисование, лепка и слушание сказок. Теперь одним из главных занятий стал просмотр телевизора или компьютера.

По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3—5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, то есть около 4 часов в день, что намного превосходит время общения с взрослыми. Результаты наших опросов показали, что около 75% российских дошкольников ежедневно проводят все свое свободное время у экрана (утром, вечером и в выходные дни). Это, безусловно, облегчает жизнь родителям и воспитателям. Но вот нужно ли это ребенку?

За последние годы было выпущено значительное количество развивающих компьютерных и DVD-программ для младенцев. Есть фильмы с отметкой «0+» — то есть рекомендованные для детей с момента рождения. Пионерами данных педагогических инноваций стали американцы, создавшие серии видеофильмов для самых маленьких. Примером коммерческого успеха здесь может служить фирма «Бэби Эйнштейн», которая выпускает видеозаписи и компакт-диски, рассчитанные на младенцев. Через несколько лет отечественные производители создали аналогичный бизнес и выпустили российский вариант данного продукта, предназначенного для детей от трех месяцев.

Эти фильмы представляют собой ряд эпизодов, наглядно иллюстрирующих различные предметы и явления окружающего мира, выходящего далеко за пределы интересов и возможностей детей первого и второго года жизни: домашние животные, цветы, дикие экзотические звери, пейзажи, явления природы и пр. Все это без какой-либо логики или сюжета сменяет друг друга. В фильмах также используются постановочные съемки детей разного возраста и взрослых, небольшие кукольные сценки, отдельные документальные кадры из жизни дикой природы. Эпизоды фильмов сопровождаются фразой-заголовком, которую «пишет» карандаш, нарисованный с помощью компьютерной графики. Видеоряд дополнен классической музыкой. Казалось бы, даже взрослым выдержать такой бессвязный набор картинок в течение 20 минут довольно трудно. Между тем эти фильмы пользуются большой популярностью среди родителей, о чем свидетельствует их хорошая продаваемость и активная дискуссия на сайтах.

Что же думают по этому поводу педиатры? Американская Академия Педиатрии (The American Academy of Pediatrics] рекомендует полностью запретить просмотр ТВ детям, не достигшим двухлетнего возраста. Детям в возрасте 3 —5 лет, согласно рекомендациям Kaiser Family Foundation, разрешается смотреть «высококачественные детские передачи» не более 30 минут в день. Вместе с тем, по данным того же Фонда Кайзера, 59% маленьких американцев (не старше двух лет] проводят ежедневно перед телевизором около 1,5 часа. Организация под названием «Кампания за детство, свободное от телерекламы» призывает родителей бойкотировать младенческие видео- и телепроекты. Представитель этой общественной организации, психиатр из Гарвардского университета Сюзан Линн, подчеркивает, что младенцы развиваются, общаясь с родителями, а не с телевизором, пусть даже с его экрана льется самая прекрасная музыка. Различные телешоу, в название которых входит слово «бэби», вполне могут оказаться «мягким способом приучения человека к вредной и опасной привычке в необычайно раннем возрасте», — отмечается в книге Дафны Лемиш «Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей» ( 2007).

И тем не менее младенцы и дети раннего возраста все больше смотрят «развивающие фильмы». Попробуем разобраться, о каком развитии идет речь. Специального обсуждения заслуживает мнение физиологов и педиатров о влиянии экранной информации на ребенка, у которого только начинает формироваться зрительная система. Оказывается, есть достаточно большая разница в восприятии маленьким ребенком реальных предметов и их образов на экране. Рассматривая настоящее яблоко, глаз младенца совершает множество движений (саккад], которые строят визуальный образ данного предмета. Взгляд на предмет на экране сокращает количество саккад в десятки раз, что компенсируется растущей работой головного мозга, который вынужден синтезировать непрерывное изображение из отрывочных кадров. Однако смотреть на предмет и строить образ предмета — большая разница. Мозг взрослого способен к синтезу различных полимодальных впечатлений на основе достаточно большого опыта. Младенцам синтезировать пока еще нечего. Для маленького ребенка демонстрируемый видеоряд остается набором расплывчатых картинок непонятного содержания, что не только не способствует, но и препятствует развитию его восприятия. Именно эти факты лежат в основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения не демонстрировать ТВ-продукцию и видеофильмы детям до 3-летнего возраста.

Обратимся теперь к мнению психологов. Согласно основополагающим теориям детского развития, полноценное живое общение с близким взрослым и реальный сенсорный опыт в освоении окружающего мира — вот главные линии развития маленького ребенка. Непре-кращающийся поток непонятных стимулов ни в коем случае не способствует развитию мышления и других психических функций. Для первичного сенсорного развития малышу необходим реальный, а не виртуальный опыт. При этом малышу нужна его собственная, а не чья-то активность. Младенец чувствителен к воздействиям реального взрослого, а не вымышленного персонажа. Рассматривая натуральный объект, предмет, картинку, ребенок свободен — он может смотреть, может отвернуться, приблизиться или удалиться. Мелькающее изображение на экране притягивает и не дает отвести глаз, навязывает свой видеоряд и лишает радости сделать открытие самому.

Полный материал читайте → ЗДЕСЬ

 

Похожие статьи:

ДетиВнимание дети






Теги: #дети
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

 

 

 

 

 
Сколько нас?
  • 35 участников
Кто онлайн?
Кто мы?
Откуда мы?
Все участники