В 1893 г. на заводе была построена мартеновская печь, и к концу XIX столетия завод выглядел таким образом.
Доменных печей с горячим дутьем — 2 (в течение года действовали 529 суток), воздухонагревательных приборов — 2, воздуходувных машин — 3 (2 гидравлические, действующие от колес, и 1 от паровой машины), газоотводных устройств — 2, печей пудлинговых — 2, а также газовых — 4, печей сварочных Сименса — 4 (при одной из сварочных печей имелся шведский торфяной генератор), печей калильных — 4, печей мартеновских — 1 (действует на основном поду).
Движущих машин: водных колес — 6 (всего 180 л. с.), турбин — 6 (всего 195 л. с.), паровых машин — 4 (всего 230 л. с.), локомобилей — 2 (24 л. с.).
Молотов гидравлических — 4, паровых — 1.
Машин сортокатальных — 2 (при паровой машине в 70 л. с. имеется 5 прокатных станов, на которых поочередно приготовляется и черновое железо для сортов и сортовое, станы простые 2-вальные; при машине с водяным двигателем (турбина Жирарда в 60 л. с.) имеется три стана, из которых два простые 2-вальные, а один универсальный шведский — на простых станах готовилось миль-барс и сортовое железо, а на универсальном исключитель¬но полосное и угловое железо — все станы среднесортные).
Машин листокатальных — 2 (эти две машины, турбины Жирарда по 60 л. с., находились во вспомогательном Исинском заводе, каждая приводила в движение по одному прокатному стану 2-вальной системы для прокатки узкой болванки в широкую на листовое кровельное железо).
Проплавлено железных руд 961 197 пуд., шлаку от сварочных печей, горелого чугуна и ветхости — 3000 пуд. Выплавлено чугуна из домен в штыках 447 698 пуд. и в от¬ливках — 166 832 пуд.
Выделено чернового железа пудлингового в кусках и мильбарса 288 878 пуд., мартеновского в слитках — 118 936 пуд. Железо это перерабатывалось в сортовое и листовое. Приготовлено отделанного железа листового кровельного 25 144 пуд., сортового 320 036 пуд., лопастного 26 635 пуд., обрезков для продажи 584 пуд., выкатано сортовой меди из литой болванки, привезенной из Выйского завода — 148 пуд., отделано мостового и кессонного железа 72 091 пуд.
На работе находилось средним числом мужчин взрослых 1592, мальчиков — 4, женщин — 128, из них были заняты поставкою угля, дров, пней и сучьев мужчин 617.
Служащих — 28, низших служителей — 52, караульщиков — 66.
Таково было состояние завода к тому моменту, когда его возглавил В.Е.Грум-Гржимайло в 1897 году. К этому времени В.Е.Грум-Гржимайло хорошо знал технику данного предприятия. Ведь до того, как возглавить его, он долгое время работал здесь. Под его непосредственным руководством строились первые мартеновские печи. Первый литой металл мартеновским способом был получен в марте 1894 г. Емкость первой мартеновской печи составляла 12 т. В 1895 г. была построена вторая мартеновская печь емкостью 20 т. Продолжали также работать и пудлинговые печи, так как сварочное железо в то время в мартеновских печах не удавалось получить. Первые мартеновские печи работали на генераторном газе, получаемом в пяти дровяных генераторах. Загрузка мартеновских печей шихтой проводилась вручную. Ковши для разливки стали также передвигались вручную.
Владимир Ефимович Грум-Гржимайло
Выдающийся русский металлург, оригинальный мыслитель, практик, отдавший многие годы заводам Урала.
Родился 12 февраля 1864 г, в Петербурге.
В 1873 г. девятилетним мальчиком одновременно со старшим братом был определен в Петербургскую военную гимназию. После ее успешного окончания осенью 1880 г. Владимир Ефимович поступил в горный институт и в 1885 г. окончил его в возрасте 21 года. Профессорами Чернышевым и Карпинским ему было предложено специализироваться по геологии, но он отклонил это предложение, так как влекла профессия заводского инженера.
Окончив горный институт с отличием и премией за лучший проект, Владимир Ефимович сразу же был приглашен инженером-практикантом на Нижнетагильский завод. Здесь он спроектировал и построил домну № 4 для выплавки ферромарганца и ферросилиция. Позже, вспоминая короткий тагильский период, он писал:«Я был предоставлен самому себе, и только себе и выходил из трудного положения только благодаря своему неугомонному характеру и любви к делу, которое я делал».
После года работы в Н. Тагиле, в 1886 году, Владимир Ефимович переводится надзирателем, т.е. техническим помощником управителя на Нижиесалдинский завод с одновременным выполнением обязанностей механика. Здесь, в Нижней Салде, наиболее полно проявился его талант организатора м выдающегося металлурга. Он работает над совершенствованием паровых и гидравлических двигателей, изучает оригинальное бессемерование, вводимое К.П.Поленовым.
Совместная работа с выдающимся деятелем горнозаводского Урала К.П.Поленовым многое дала Владимиру Ефимовичу. Он писал об этом так: «Я прошел две школы, научившие меня добросовестно думать. В детстве мой брат Дмитрий заставил меня додумывать до самых основ разъясняемого ему предмета. Молодым человеком то же заставил меня делать К.П.Поленов».
В этот период своей деятельности Владимир Ефимович остановил своё внимание на особенностях так называемого «русского бессемерования».
Его исследования дали теоретический фундамент утверждениям Поленова о пользе перегрева малокремнистых чугунов и легли в основу первой научной статьи Владимира Ефимовича в «Горном Журнале» — «0 бессемеровании на Нижнесалдинском заводе». Эта статья была перепечатана рядом европейских журналов, что принесло Владимиру Ефимовичу мировую славу, а русское бессемерование получило признание как самостоятельный процесс.
Затем были опубликованы еще две работы: «Об относительных размерах глаза фурмы и сопла в доменных печах». И «Паровые машины Нижнесалдинского завода, их недостатки и ремонт».
В этих статьях Владимир Ефимович выступил как опытный механик.
Академик М.А.Павлов сказал о первой его публикации; «Мне кажется, что если бы Владимир Ефимович не дожил до наших дней и не опубликовал ничего другого, кроме этого исследования, то и тогда его имя сохранилось бы на страницах металлургии стали».
В этот период времени им были выполнены многие интересные работы по ремонту и совершенствованию оборудования Нижнесалдинского завода.
В 1892 г. Владимир Ефимович совершил свое первое путешествие по заводам Западной Европы. «Наибольшее впечатление на меня произвела Швеция. Заводы еще более мелкие, чем на Урале, устройства дешевенькие, простенькие, но удивительно продуманные и еще лучше исполненные. Мысль и расчет во всем, во всех деталях, и в результате — блестящая работа, удобства жизни, культура в самых глухих местах сравнительно очень бедной страны. Надо учиться дальше. Вот результат моей поездки по Швеции».
Проработав восемь лет на Нижнесалдинском заводе,Владимир Ефимович именно здесь заложил основы своей будущей гидравлической теории. Знакомство с П.Ф.Шишариным — мастером каменных работ, замечательным уральским самородком, работа с ним на печах были хорошей школой для Грум-Гржимайло. Владимир Ефимович начал учиться под его руководством печному делу. Но не ранее чем через десять лет учения осмелился Грум-Гржимайло вставить свое слово, сделать свое предложение и только через 15 лет создал первый проект печь, который был Шишариным забракован. «Крупинка за крупинкой, факт за фактом собирался у меня в мозгу ряд соображений и наблюдений. Работа, начатая в Салде в 1887 г. продолжалась в течение 34 последующих лет и завершилась созданием гидравлической теории пламенных печей.
Здесь, в Салде, он и познакомился со своей будущей женой Софьей Германовной Тимме, приехавшей на завод в качестве экскурсантки вместе со своим отцом, главным лесничим округа. С 1891 г. Софья Германовна жила в Петербурге, у своих родственников, и туда же в 1894 г. для работы на Александровском сталелитейном заводе переезжает Владимир Ефимович. В мае 1895 г. состоялась свадьба. Софья Германовна подарила Владимиру Ефимовичу пять сыновей и две дочери, Счастливая семейная жизнь была опорой для ученого, сумевшего творить и работать в тот сложный период в истории нашей Родины, Через полтора года Владимир Ефимович вновь вернулся на Урал, повторяя период десятилетней давности. Став помощником управляющего Нижнетагильским округом, он совершил свою третью поездку за границу по случаю заказа машин для Нижнесалдинского завода.
В мае 1897 г. он переходит на работу в Верхнюю Салду в качестве управителя завода.
Одновременно приступил к постройке рельсопрокатного цеха на Нижнесалдинском заводе. Салдинские заводы и салдинцев семья Грума всегда вспоминала с большим теплом, Здесь начинал он свою трудовую м научную деятельность, здесь воочию видел он результаты своего труда. Летом 1897 г. М.А.Павлов приехал из Кыштыма в Салду к Грум-Гржимайло. «Теперь он мог шире расправить свои крылья, — вспоминал Павлов, — ему поручили построить новую рельсопрокатную, и я застал его за большой работой: все проектировал он сам. Все оборудование, кроме 6000-сильной машины, вывезенной из Германии, было выполнено на Тагильских заводах по проектам Грума. Постройка была благополучно закончена, никаких доделок м переделок не понадобилось, и цех стал работать хорошо».
Большая заслуга В.Е.Грум-Гржимайло заключается в том, что кроме многочисленных усовершенствований и открытий, сделанных на Салдинских заводах, он создал здесь великолепную школу мастеров.
Даже через тридцать лет Владимир Ефимович не мог отказать себе в удовольствии вспомнить таких работников: как И.М.Смирнов, С.Ф.Коновалов, Т.А.Плаксин, П.Н.Воронин, А.Нестеров.
Осенью 1902 г. Владимир Ефимович был переведен управляющим Алапаевским горным округом, наряду с металлургией он интересовался геологическими работами, и при его участии на территории округа в 1905 г. было открыто месторождение богатых железных руд.
В 1907 г. В.Е.Грум-Гржимайло покидает Урал, но не порывает с ним связи, он переходит на педагогическую работу в Петербургский политехнический институт, где он заведует кафедрой металлургии стали. 22 года заводской практики на уральских заводах подготовили В.Е.Грум-Гржимайло к научной деятельности. Без защиты диссертации, без экзаменов и пробных лекций ему было присуждено звание адъюнкта (помощника профессора).
В 1911 г. он был избран на должность ординарного (штатного) профессора на кафедре металлургии, глубина содержания предмета в лекциях подкреплялась богатейшим практическим опытом, накопленным за годы работы на уральских заводах. Искренность и простота отношений привлекали к нему умы и сердца студентов. За десятилетний срок на металлургическом факультете была создана новая многочисленная школа металлургов —«грумовцев».
В институте он создал свой оригинальный курс «Производство стали», «Прокатка и калибровка» и завершил свою «Гидравлическую теорию металлургических печей».
1 августа 1915 т. в Петрограде состоялось открытие металлургического бюро В.Е. Грум-Гржимайло», где практически применялись разработанные на теоретические положения гидравлической теории, за три года им было разработано 137 видов печей. По его инициативе уже в годы Советской власти собирались первые Уральские съезды по металлургии.
Он принял участие в разработке проекта Урало-Кузнецкого металлургического комбината. После гражданской войны В.Е.Грум-Гржимайло работал профессором Уральского политехнического института. В. этот период он снова посетил Салду. Летом 1923 г. Владимир Ефимович отдыхал в Верхней Салде. Именно здесь, на покосе Ерофеева, им были написаны автобиографические записки, которые вышли под названием: «Недавнее, но безвозвратно умершее прошлое».
В 1924 г. в Нюжней Салде производилась опытная плавка на сибирском коксе. Владимир Ефимович был председателем комиссии, руководившей этим событием. Последние годы деятельности Владимира Ефимовича совпали с началом мощного развития отечественной металлургии.
По инициативе Грума в 1924 г. было создано при научно-техническом отделе ВСНХ Бюро металлургических и теплотехнических конструкций. В 1930 г. оно было реорганизовано в институт "Стальпроект".
За четыре года это бюро, спроектировало около 400 печей и других установок.
В 1925 г. Владимир Ефимович был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а осенью того же года командирован Академией наук в Париж на конфе-ренцию металлургов.
30 октября 1928 г. В. Е. Грум-Гржимайло скончался.
Вся жизнь Владимира Ефимовича представляла непрестанный труд. Всю жизнь он учился, мыслил и творил и во всех областях, в которых он работал, достиг выдающихся результатов. Владимир Ефимович имел 149 научных печатных трудов. Грум-Гржимайло навсегда останется гордостью русской металлургии. А вся плодотворная деятельность его м его семьи на Салдинских заводах навечно останется в памяти салдинцев.
В 1880—1898 тт. завод стал постепенно специализироваться на прокате сортового железа, что было окончательно закреплено установкой на заводе сортопрокатного стана «ДУО»-600 с приводом от паровой машины мощностью 215 л.с.
Похожие статьи:
В XIX - начале XX вв. → Экономика Салды в XIX — начале XX вв. (часть №1)
В XIX - начале XX вв. → Экономика Салды в XIX — начале XX вв. (часть №3)