Салда - город возможностей

Условия размещения рекламы 23 сентября 2017 | 0 комментариев
Вы можете разместить у нас рекламную статью (или заказать целый раздел), опрос или баннер (в любом виде).  Для размещения рекламной статьи: 1 место - свободно , 2 место...
Подробнее
Мобильная благотворительность 18 апреля 2018 | 0 комментариев
Мобильная благотворительность
С сегодняшнего дня операторами сотовой связи нам включили сервис "Мобильная благотворительность" на бесплатном для абонента, коротком номере 3434.
Подробнее

Горчанов Б.Г.

Дворец культуры им.Г.Д.Агаркова Рейтинг: 0 Голосов: 0 45 просмотров
Горчанов Б.Г.

Автор: Ирина ЛУЧНИКОВА

Борис Григорьевич Горчанов родился 13 апреля 1933 года в Ярославской области. В пятилетнем возрасте он впервые услышал церковный хор и был очарован гармонией звука… 

Ему захотелось самому создавать музыку. Так в семилетнем возрасте парнишка взял в руки баян и уже не расставался с ним, быстро разучивая полюбившиеся мелодии.

В Нижнюю Салду семья приехала в 1943 году, когда фашисты зашли в его родную деревню. Он их всегда помнил. В 1946 году Горчанов поступил в ремесленное училище.

Ремесленное училище не отвлекло от музыки. Талант прорывался наружу и заглушить его не было возможным.

Они слились воедино – баян и его обладатель. И этот творческий союз манил к себе, давал возможность забыться от реальности, лечил душу и если хотите, даже пьянил, освобождая слушателей от дурных мыслей. Борис Горчанов был лекарем искалеченных людских судеб, лекарством от хамства и невежества была уральская песня, - профессиональная, обычная застольная или переделанная, но обязательно душевная, чувственная, затрагивающая вечные вопросы, на которые человечество ищет ответы, а они, оказывается, все есть в русском народном творчестве: фольклоре, песнях, былинах, страданиях…

ПРО БАЯН И ЕГО ОБЛАДАТЕЛЯ

Борис Григорьевич любил хорошую шутку, порой даже было непонятно, где он шутит, а где нет… Людей тянуло к нему, словно он обладал каким-то магнетизмом. И, вспоминая его, погружаясь в воспоминания, они словно снова встречались с ним.

Владимир Постыляков, ныне учитель труда в школе №6, по совмещению руководит в Нижней Салде ансамблем русской песни «Сударушка». Он с удовольствием вспоминает о своем учителе:

- С Борисом Григорьевичем Горчановым я знаком еще со школы №3, он у нас вел пение и когда потребовалось создать школьный хор мальчиков, - он из каждого класса прослушивал ребят, мне посчастливилось быть отобранным им. В то время местным композитором Сергеем Ивановичем Черных к открытию была написана песня «Школа – новостройка». Наш хор исполнял его песни, они даже транслировались по школьному радио. Это было мое первое знакомство с маэстро. 

Песня зацепила Владимира, и он уже ходил в хор к Горчанову во Дворец Культуры, а затем стали пересекаться по профессиональной деятельности. Владимир Владимирович работал художественным руководителем в профтехучилище, и уже вместе готовили хор на областные конкурсы-соревнования.

- В процессе работы мне удалось узнать его как человека, музыканта, талантливого самородка, одаренного, зараженного тем, что все у нас в России выраженно в песне. В ней и горести, и радости, - все отраженно, а от того, с удовольствием народ пел, поет и будет петь.

Так родился творческий союз – один вел хор, другой – оркестр. Так вместе в этом содружестве искали таланты, создавали хороший коллектив, который неплохо звучал, приглашался на фестивале за пределы нашего города.

- Бориса Горчанова знали во всех школах, поскольку мы занимались вопросами профориентационной работы, которая всегда сопровождалась песней.

Ему очень нравилось, когда вместе с хором звучал ансамбль народных инструментов, которым руководил Владимир. Они брали много партитур, аранжировали песни русские народные, переделывали слова песен советских композиторов под различные мероприятия.

- Этот творческий союз нас обоюдно обогащал – его опыт, мои современные зарисовки, все это давало возможность создавать непохожие, свои, оригинальные произведения. И в этом была его заслуга, он постоянно меня подталкивал: «Давай здесь поездим, туда съезжим, там спросим, там поищи…».

В жизни мы много общались, особенно по линии хорового общества – было такое в Свердловске. Им заведовал Евгений Степанович Щегалев – преподаватель Владимира по инстументовке. Это общения давало всем импульс исполнять песни уральских композиторов в своих коллективах. С ним было необыкновенно приятно и просто общаться, он притягивал к себе.

Затем партнеры расстались, Борис Григорьевич переехал работать в Нижнюю Салду, создал там небольшой ансамбль, но про коллегу не забыл, предложил ему создать небольшой оркестр, чтобы вновь объединить коллективы и играть совместно, современно. Но этой мечте не суждено было сбыться, помешала перестройка.

- В 90 –х годы не хватало инструмента, не было условий достойно, на серьезном уровне продолжать задумку. Все давалось тяжело. Он обещал все найти, но не успел, ушел из жизни.

Как многие артисты, творческие люди, Горчановимел особенность – никогда не показывал коллективу или окружающим свои проблемы, с этими людьми он жил только музыкой. Никто не догадывался, что к него на душе, все ли в порядке? Свое внутреннее состояние маэстро не выносил на показ, впрочем, все проблемы отходили на время, когда он брал гармонь или баян. Казалось, что все у него в жизни хорошо, нет проблем, словно он весельчак, шутник, беспечный человек, балагур. Всегда – позитив, хорошее настроение, чтобы народ мог брать от исполнения ….

Борис Григорьевич известен не только как баянист, но еще как охотник, рыболов, собаковед – разбирался в породах, пчеловод. Он много писал – у него чудесные наброски. Его любовь к животным, к природе, ко всему русскому, привела его в домик на Тагильском Кордоне. Оказывается, на Кордоне он оказался случайно – ему больше нравились такие места как Кокшарово и Басьяновский. Он тяготел к ним, - он там отдыхал. В то время был еще жив Ежевичный. Он тоже любил там походить по лесам, побродить, сохранить настроение. Но на Кордоне он обосновался, когда ему было за шестьдесят. И поводом послужил транспорт – удобно добираться из Салды и возвращаться обратно – всегда ходит автобус. Первое время в домике жил без света – электричества не было долгое время. Но это не мешало. Природа все восполняла энергию сполна, давала силы.

Многие рассказывали байки о том, как он со всей Салды собирал людей в хор. К примеру, говорят, что Сергей Селезнев поразил его своим голосом, так чтобы он стал ходить в хор, Горчанову пришлось устроить его на работу. С Надеждой (в ДК на Вахте) Борис Григорьевич познакомился в электричке. Он уже знал, что онапоет и стал приглашать в свой хор.  И она согласилась…. -  года через два, когда нашла для этого занятия время. Но маэстро уже передавал бразды правления другому руководителю.

Многие собеседники отмечают, что в нем было то русское начало русского мужика, в котором искренне сочетались доброта, широта души, понимание, и самое главное – как можно больше людей через песню, через творчество, через культуру приобщить к добру.

В эти дни я решила рассказать о нем, потому что знала Бориса Григорьевича. В свое время, когда ходила в цирковой, наш шеф, Александр Иванович Дронов, всегда называл его Пан Горчанов. И этот Пан Горчанов часто играл на баяне, аккомпанировал наши цирковые номера по деревням, ходил с нами в походы и на праздники выходного дня.

Многие завидовали ему – ведь у него была дружная крепкая семья. К поступлению в училище гнессиных его готовила жена. Она очень помогала во всем. А познакомились будущие супруги в хоре. Борис Горчанов долго добивался ее руки и сердца. И не напрасно. Благодаря их союзу появились в последствии его грандиозные проекты, Академический хор, дом на кордоне, дети и звание заслуженного работника культуры.

Конечно, как у всех и в семье Горчановых были свои проблемы.

Денис, его внук, был свидетелем того, как разладились отношения бабушки и дедушки.

- Бабушка настроила всю семью против деда. Он тяжело переносил это. Единственный друг из всей семьи у него был я. До сих пор идут отголоски этого сопротивления. По сей день приходится отстаивать своего друга.

Денис вспоминает:

- Дед не переносил мат и хамство. Его это задевало. Еще я помню, что его пальцы всегда что-то наигрывали в воздухе. Каждую субботу он делал пробежку до деревни Северная и обратно. А вместе мы каждую зиму бегали на лыжах до кедровой рощи. Моих сил хватало только туда, обратно меня тащили его собаки. Он ускорялся, они бежали за ним, и я на поводке. Это меня веселило очень. Еще он часто приходил ко мне в гости и учил меня игре на баяне.Я все детство провел у него во дворце. Часто ездили по гастролям. Это определило мою дальнейшую жизнь и поэтому теперь дорога - мой дом.

Твердо живет в моем сознании песня: «Ты запомни сынок, золотые слова, хлеб всему голова».

Внук несколько раз был с ним на охоте. Он учил его, как выживать в лесу. Вместе занимались пчелами.

- Он учил меня этому волшебному делу. Возможно однажды я продолжу это занятие. Буду разводить пчел и играть им на баяне частушки и уральские наигрыши. Чем старше я становлюсь, тем лучше ощущаю гены нашего рода. Я чувствую много общего особенно сейчас, когда ухаживаю за его постаревшей женой, живу в его квартире, оформил землю на кордоне и занимаюсь вопросами культуры все в том же волшебном замке - дворце культуры.

На счет семьи могу сказать, что они были не в состоянии оценить масштаб его личности, они хотели, чтобы он полностью принадлежал им. А в его голов, звучали хоры, оркестры и варились новые замыслы.

13 апреля в 18.30 в ДК состоится концерт памяти этого удивительного человека.

 

 

 






Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Эта информация оказалась полезной?
Да! Эта информация нужная и полезная. Не нуждается в доработке. Спасибо!
Не нашли нужной информации?
Нажмите и опишите, что Вы искали. Оставьте контактные данные. Мы постараемся помочь Вам. Спасибо!

Мы уже на сайте

Наша статистика

Сколько нас?
  • 55 участников
Кто онлайн?
Кто мы?
Откуда мы?
Все участники