Очередное заседание родительского клуба «Росток» с родителями замещающих семей состоялось 18 декабря, в котором приняли участие 10 замещающих родителей и 3 специалиста отделения сопровождения замещающих семей, в ходе которого была затронута тема эмоционального выгорания. Встреча с родителями проходила в форме семинара- практикума, с целью повышения психолого - педагогической родительской компетенции, поддержки и восстановления эмоционального состояния родителей в воспитании детей, осознания собственного ресурса. Игровое упражнение «Азбука настроений» помогло родителям рассказать о своих чувствах и эмоциях, разобраться в понятиях эмоционального состояния человека.
Информационное сообщение психолога о синдроме эмоционального выгорания заставило некоторых родителей задуматься о своем психологическом здоровье, о правильности воспитания и общения с детьми. Особое активное общение между родителями вызвала информация о фазах эмоционального выгорания, перехода к постепенному эмоциональному истощению организма, с развитием хронического стресса. Психолог обозначила, что одним из авторов методики эмоционального выгорания является В.В.Бойко. По мнению автора, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Основываясь на понимании эмоционального выгорания как динамического процесса, он возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса
Стресс – (давление, напряжение) – состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры), проявляемое на физическом, психологическом и поведенческом уровнях.
Кратковременный стресс - может быть полезен человеку, поскольку сопровождается большим выбросом энергии.
Хронический стресс – развивается при многократном повторении сильных воздействий, вредит человеку, приводя к снижению сопротивляемости организма, усилению подверженности нарушениям в любых системах организма, обмене веществ, энергетическом балансе.
Психолог обратила внимание на такое понятие как фазы формирования выгорания. Это фаза напряжения, фаза резистенции и фаза истощения. Работая в группах, родители высказывали свое мнение и на личных примерах убеждались в том, что с данным состоянием знаком в той или иной степени почти каждый приемный родитель и опекун. Информация о причинах эмоционального выгорания вызвала активное обсуждение. Особо были отмечены такие причины как: отсутствие видимых результатов в воспитании ребенка; частые «рецидивы» негативного поведения ребенка; чувство постоянной ответственности перед собой, ребенком, перед законом; конфликтные ситуации в семье; накапливающая усталость; недостаток личного общения вне семьи.
Психолог предложила перевернуть срочно систему приоритетов и взять за основу один из них – отдых! Все, что лично помогает отдохнуть и расслабиться, должно присутствовать в жизни регулярно. Какой же отдых необходим для восстановления сил?
Родителям было предложено определить методы восстановления психологического здоровья, помогающие поднять настроение и восстановить силы, обсудить их со всеми, взять себе на заметку. В конце семинара была представлена информация для обсуждения о темах встреч на будущий год.
Закончился семинар обменом впечатлений родителей о мероприятии, определением своего эмоционального самочувствия, настроения, с использованием символов – карточек. Результат - настроение боевое, активное, веселое!
Данное мероприятие показало активное желание продолжать встречаться в родительском клубе, общаться друг с другом и со специалистами отделения сопровождения, определить для себя нужные приоритеты для восстановления психологического здоровья.
Психолог ОСЗС Черных Т.П.