Тысячи лет назад

Заселение района Рейтинг: 0 Голосов: 0 2610 просмотров
Тысячи лет назад

35—30 тысяч лет назад на Европу и Западную Сибирь надвинулись с севера, уже в третий раз, массы материкового льда. Кромка ледника проходила всего лишь в 200—300 километрах к северу от Нижнего Тагила. Ведущими видами животного мира в то время были бизон, лошадь, сайгак, северный олень, шерстистый носорог, мамонт. Останки косматого слона-мамонта находили в юго- западной части Верхнесалдинского района, южнее деревни Никитино, по реке Исе.

Природа
Примерно 13 тыс. лет назад наступило потепление. Исчезли животные ледникового периода, и животный мир стал таким, каким он является сегодня. В лесах мезолитической эпохи в изобилии водились бурый медведь, рысь, лисица, волк, белка, заяц, куница, соболь, выдра, росомаха, лось, косуля. Кроме того, лес давал первобытному человеку грибы, ягоды, кедровые орехи, из которых уже тогда добывали ценное масло.
В это время складываются современные природные зоны — тундра, тайга, лесостепь, степь. От ледниковых вод образовалось много озер, кишащих всякой рыбой и населенных бобрами. В эпоху мезолита природные условия на Урале сформировались такими, какими они являются в настоящее время.

Население
Большинство ученых считают, что Урал не входил в зону становления человека. Из первоначальных центров антропогенеза (Антропогенез — зарождение, становление человека) (Африки и, возможно, Юго-Восточной Азии) происходило расселение людей на все материки, кроме Антарктиды.
Заселение Урала началось в конце раннего палеолита (300—100 тыс. лет назад). Движение шло из Средней Азии и Восточной Европы, Крыма, Закавказья. Особенно активное заселение уральской территории наблюдалось с постледниковых, мезолитических времен. Об этом свидетельствуют, в частности, и находки на салдинском Кокшаровском торфянике. Население жило прямо на прибрежной песчаной косе Юрьинского озера. Во время весенних паводков люди были вынуждены селиться на коренном берегу. С понижением уровня воды в озере в летне-осенний период жители снова занимали прибрежную песчаную отмель. Открытый подход к воде просуществовал вплоть до раннебронзового века (до 2 тыс. лет до н. э.). Позднее произошло заболачивание прибрежной части водоема. Кто были эти первые поселенцы на салдинской земле? По всей вероятности, они принадлежали к праугорской группе народов, потомками которых являлись вогулы, или вогуличи (манси), и остяки (ханты). Первоначальная их родина предположительно Поволжье.
В период бронзы и раннего железа (II тыс. до н. э. — III в. н. э.) уральские племена, в том числе и праугорские, объединяются в союзы, чтобы обороняться от проникшего в край тюркоязычного населения.
Серьезные изменения в этнической ситуации произошли на Урале в эпоху Великого переселения народов (II— VI вв. н. э.). Имела место миграция основного и внедрение значительных групп пришлого населения. Складываются крупные этнические объединения, легшие в основу будущих народностей, формируются хозяйственно-культурные типы: 1) скотоводы; 2) земледельцы и скотоводы; 3) таежные охотники и рыболовы с зачатками земледелия и скотоводства северных форм (оленеводства) и собаководством. Жители салдинской территории относились к третьему типу.
В X—XV вв. союзы племен развиваются в народности. Формируется, в частности, этническая общность предков манси. Происходит это в лесном Зауралье по берегам рек Тавда, Тура, Лозьва, а также в горной части Среднего Урала и его предгорьях, то есть на территории, включавшей в себя и Салдинский район.
Как жило аборигенное население салдинской территории, начиная с мезолита и кончая железным веком? Как менялись его орудия труда, техника их обработки, хозяйство, быт, в каких формах сознания и творчества осуществляло оно отражение окружающей действительности?

Орудия труда. Техника обработки материала
В эпоху мезолита продолжается сбор и первичное раскалывание камней на крупные куски, заготовки нуклеусов (ядрище, камень, от которого производилось скалывание заготовок: удлиненных — пластин, коротких — отщепов) в местах выхода пород на поверхность. Основная заготовка для орудий — пластина, отщепленная от нуклеуса. Размеры такой пластины становятся меньше. Преобладают составные, вкладышевые орудия. Вкладышам из пластин придавали форму трапеции, треугольника, сегмента. Возможно, это позволяло более прочно закреплять их в паз оправы. Важным материалом была кость. Из нее делали не только оправы и рукоятки, но и самостоятельные орудия. Яркое тому свидетельство — находки Кокшаровско-Юрьинской стоянки. Впервые открыта такая богатая костяная индустрия эпохи мезолита: разнообразные типы наконечников стрел (биконические, игловидные, вкладышевые), ножи нескольких видов, кинжалы, шилья, лопаты, игольники, мотыги, стамески, рыболовные грузила. Наряду с готовыми изделиями в коллекции имеются заготовки. Следует отметить, что это первый случай в Среднем Зауралье, когда костяные изделия эпохи мезолита были обнаружены совместно с каменными.
Костяные изделия, деревянные предметы (детали лука, саней, лыж) мезолитических времен, извлеченные из уральских торфяников, в том числе из Кокшаровского, известны всей Европе.
В период неолита кремнистые породы продолжают расщеплять с помощью удара, отжима. Готовили нуклеус, от которого получали стандартную пластину, обычно более крупных размеров, чем в мезолите. Затем из пластин делали широкий набор инструментов и оружия: наконечники стрел и копий, ножи, скребки, скобели, проколки, сверла, резцы, резчики, долота. Но из зернистых, особенно длинноволокнистых, пород изготовить орудие с помощью удара было трудно, а иногда (как из нефрита) почти невозможно. Поэтому были освоены способы пиления, шлифования и полирования. Пилы делали из песчаника, гранита, гранулированного кварца. Для шлифования использовали гранитные и песчаниковые плиты. Абразивная техника, то есть обработка трением с помощью песка и воды, позволила производить крупные рубящие орудия: топоры, тесла, долота, пешни. Шлифовка порой продолжалась годы. Рубящие шлифованные орудия значительно расширили возможности человека в строительстве жилищ, охотничьих и рыболовных ловушек, загородок, лодок.

Характерно, что добыча камня в неолите выделяется в самостоятельное занятие. Широко применялись деревянные изделия — лыжи, сани, лодки.
В меднокаменный век (энеолит) каменная индустрия продолжает неолитические традиции. Пластина, откалываемая от нуклеуса, становится более стандартной, иногда очень крупной. При расщеплении применяется система рычагов. Но чаще всего, как и прежде, используется отщеп. Велико разнообразие используемого сырья — от халцедона, горного хрусталя до хрупких углистых сланцев, зернистых кварцитов. В Зауралье найдены первые, пока единичные, предметы из самородков меди.
В середине 2-го тысячелетия до н. э. местное население познакомилось с бронзовыми орудиями труда. Сначала они были привозными, изготовленными в более южных районах. Позже местные жители сами научились добывать медь, делать из нее бронзу, добавляя олово или свинец.
Из бронзы изготавливали орудия труда, предметы вооружения. Изящной формы бронзовые ножны были выпаханы близ деревни Кокшарово. На них в верхней широкой части имеется изображение хищного животного. Распластавшись, оно охватывает ножны передними и задними лапами...
Вместе с тем и в бронзовый век уральское население продолжало широко использовать камень, особенно гранит, гнейс, песчаники, диорит. Из них делали молоты и песты для растирания руды, шлифовальные плиты и зернотерки, наковальни для ковки медных изделий, ритуальные предметы.
Период с VII в. до н. э. до III в. н. э. называется ранним железным веком; с III по IX вв. н. э. — веком позднего железа. В это время человек нашел способ получения железа из руды. Сделанные из этого металла орудия труда и оружие были более прочными и долговечными, чем бронзовые, их можно было затачивать. Праугры (иткульская культура), жившие в среднем лесном Зауралье, выплавляли металл, обрабатывали его.
Теперь посмотрим, как хозяйствовали первобытные предки уральцев, салдинцев. Вместе с исчезновением крупных животных в конце палеолита ушла в прошлое загонная охота. Стали искать другие способы добычи животных.
В мезолите широко распространилась индивидуальная охота с помощью лука и стрел (последние изобретены, видимо, в конце палеолита). Древки стрел и кремневые наконечники к ним мезолитического времени найдены в Кокшаровском торфянике.
Охота велась небольшими группами, использовались также различные загородки, ловушки. В Кокшарово в мезолитическом слое найдены кости собаки. Значит, уже тогда наш предок приручил ее и использовал для добычи животных. Развит был сбор орехов, кореньев, ягод, яиц. В конце мезолита большое значение наряду с охотой приобрело рыболовство, о чем свидетельствуют найденные при раскопках гарпуны, ловушки для рыб, грузила. В сочетании долговременных поселений и сезонных стоянок отразились особенности мезолитического хозяйства, когда в определенное время года жители отправлялись за зверем или рыбой в места их миграций (передвижений) и скоплений.
В период неолита в хозяйстве, как и раньше, сочетались охота, рыболовство и собирательство. Продолжала возрастать роль рыболовства, усложнились приемы охоты. Для нее использовали различные приспособления, лыжи, сани, лодки. Неолит называют еще веком керамики. Гончарство — изготовление глиняной посуды — становится важным занятием в это время. Это техническое открытие неолитической эпохи. Керамика — важный момент перехода первобытного хозяйства от присваивающего к производящему. Другие составляющие этого процесса, получившего название неолитическая революция — развитие скотоводства и земледелия. Правда, у племен, живших в эпоху неолита в Салдинском районе, занятия скотоводством и земледелием почти не просматриваются. Зато салдинские памятники этой эпохи полны керамики. Посуды делали много, так как она шла не только для приготовления пищи, но и для хранения продовольственных запасов. Изготовление такой посуды означало, что впервые в массовый технологический процесс была включена энергия огня. В результате термической обработки получали материал, резко отличающийся по свойствам от исходного.
Для изготовления посуды использовались глины, к которым примешивались органические и минеральные добавки (камень, песок, тальк, слюда). Первые изделия, которые лепили руками, имели яйцевидную, полуяйцевидную, реповидную форму с приостренным дном. Венчики сосудов были утолщены с внутренней стороны. Вся поверхность сосудов была покрыта узорами, прочерченными или отпечатанными на сырой глине. Инструментами для нанесения орнамента являлись палочки, кости, челюсти мелких животных, специальные штампы, чаще других — гребенчатый, отпечатки которого похожи на оттиски современной расчески. На кокшаровской керамике преобладал именно гребенчатый, а также волнистый орнамент, хотя встречались узоры из вертикальных линий, взаимопроникающих треугольников. На некоторых поселениях Урала находили сосуды, по верхнему краю которых были нанесены изображения голов различных животных: медведя, пушного зверя. На находке в Салдинском районе мы видим стилизованное изображение, напоминающее морду лося. Возможно, это — ритуальные сосуды, а изображение животных на них связано с функцией оберегания содержимого. В керамике Кокшаровского кургана был обнаружен и новый тип орнамента на керамике, который традиционно считали не свойственным уральскому неолиту — ямочные рисунки. Последние сочетались с волнистоструйчатыми узорами.
В последующие эпохи — энеолит, бронза, раннее и позднее железо — вплоть до начала II тысячелетия нашей эры структура хозяйственной деятельности населения лесной полосы Среднего Урала существенных изменений не претерпела. Основные продукты для существования по-прежнему давали охота и рыболовство. Земледелие было развито слабо. Возделывали зерновые культуры — ячмень и просо примитивным мотыжным способом, когда почву  
взрыхляли копалками из дерева, рога или камня. Пашенное земледелие заимствовали от сибирских татар лишь в начале П тысячелетия н. э. Зерно растирали каменными терками на каменных плитах. Пищу приготовляли в очагах и на кострах в глиняной посуде. Занимались также оленеводством и коневодством.

Жилища. В эпоху мезолита сезонные жилиша представляли собой шалаши, чумы, как правило, с одним очагом. Для холодного времени года строили неглубокие полуземлянки площадью 25—40 м". Рядом с жилым помещением располагались хозяйственные ямы и «домашние» мастерские по изготовлению и подправке орудий.

Поселки неолитического времени состояли из одного большого (до 100—200 м") или нескольких жилищ меньшего размера. Они были заглублены в землю, имели бревенчатые стены. В плане эти обиталиша представляли из себя прямоугольники, квадраты, овалы и даже многоугольники. Вдоль стен размещались нары; очаг или несколько очагов находились в центре. Существовали и летние переносные жилища типа чума.

В посткаменный период утвердились два типа жилища: полуземлянки с шатровым перекрытием и срубные дома с глинобитным очагом. Другие характерные черты этого времени: мясорыбная пища, лодки-долбленки, нарты, распашная одежда мехом наружу, меховые головные уборы, преобладание деревянной посуды над глиняной.

Социальные отношения. В период неолита производственный коллектив поселка или общины включал представителей разных родов, так как браки внутри рода запрещались. Счет родства шел по материнской линии. Позднее основной ячейкой общества становятся объединения кровнородственных патриархальных семей. Рыболовные и охотничьи угодья находились в коллективной собственности. К началу П тысячелетия н. э. патриархально-племенной строй предков манси находился в стадии разложения. Наблюдалось имущественное расслоение, выделение племенной знати и военачальников.

Искусство первобытного населения салдинской территории представлено различным орнаментом на керамике, скульптурными изображениями животных и людей на орудиях труда, предметах быта, а также наскальными рисунками. В Кокшаровско-Юрьинском поселении, к примеру, обнаружена ручка ковшика в виде головки гуся и скульптурное изображение головы лося, изготовленное из естественной пяточной кости этого животного. Большинство из данных явлений искусства связано с такими важными моментами в духовной жизни тех людей, как тотемизм, магия, мифотворчество. Тотемизм — это форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом (животным, растением, предметом или явлением природы), который считался родоначальником, покровителем рода. Чаще всего тотемами были промысловые животные: лось, медведь, птицы. Магия — колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов. У предков манси магия носила охотничье- промысловый характер. Она состояла в клятве перед лапой или зубом особо почитаемого животного — медведя, в честь которого устраивался даже особый «медвежий» праздник. Кроме того организовывался и «лосиный» праздник в честь другого уважаемого зверя, который являлся символом достатка и благополучия. Были иные священные животные и птицы, в связи с убийством которых полагалось приносить жертвы духам. То же наблюдалось в отношении некоторых пород рыб — осетра, налима, щуки. Духам леса и воды, покровителям охоты и рыбной ловли также приносились жертвы, а в их честь устраивались праздники.
Охотничья магия включала в себя также имитацию борьбы охотника со зверем, поражение его копьем.
На этих ранних стадиях развития культуры у наших далеких предков выскристаллизовались мифологические представления. Миф — это способ осмысления природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития, проявляющийся в очеловечивании окружающей среды, в одушевлении космоса, в стремлении человека сделать мир подобным себе, а значит понятным и ясным.
В соответствии с мифологическими взглядами угров землю сотворил бог — демиург Нуми-Торум с помощью водоплавающей птицы или младшего брата в облике птицы (мансийский Куль-Отыр). Причем бог создает все полезное, а его помощник — антипод — все вредное. Мир разделен на три уровня: верхний (небо с Полярной звездой в центре), средний (земля, окруженная водой), нижний (загробный мир холода и мрака). Мировая ось — дерево, гора, столб, река. Каждому уровню соответствуют определенные божества. Верхнему — демиург, громовник, среднему — женские божества, выступающие супругами высших богов (мансийская Калтош); нижнему — божества мрака и смерти. На земле обитают также божества — покровители промыслов и духи — хозяева сил природы (воды, ветра, леса, огня и т. д.). Особое место в мифологической традиции занимают родоначальники и культурные герои.

 

Похожие статьи:

Заселение районаВозникновение салдинских заводов

Заселение районаВ глубокой древности

Заселение районаОсвоение Урала и Cалдинской территории






Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

 

 

 

 

 
Сколько нас?
  • 35 участников
Кто онлайн?
Кто мы?
Откуда мы?
Все участники